Уральские манси в годы Великой Отечественной войны. Часть I.

Уральские манси в годы Великой Отечественной войны. Часть I.
Рисунок М. Тасмановой в книгу "Урал - земля золотая"

Накануне Великой Отечественной войны в Свердловской области насчитывалось 358 человек народности манси. Из них только шесть человек были горожанами, остальные же проживали в сельской местности. Среди указанного числа всех манси, было 178 мужчин и 180 женщин. 

Основная масса представителей народности манси проживала на севере Свердловской области. Надо сказать, что манси (старое название вогулы) прежде проживали по всей Свердловской области. В том числе и на юге. Например, ещё в конце XIX – начале XX веков крупные поселения манси были по берегам Чусовой.

В частности, в деревнях Копчики и Бабенки.

Ещё раньше, юрты манси были распространены почти повсеместно, граничили на юге Свердловской области с юртами башкир и вместе с ними совершали набеги на русские поселения.

Однако к Октябрьской революции количество вогулов на территории Свердловской области резко уменьшилось. Видимо по нескольким причинам: ассимиляции, высокой смертности и переселению.

Ассимиляция особенно интенсивной была на юге области. На севере главной причиной малочисленности вогулов было пьянство. Хозяйство манси в период капитализма было, преимущественно, натуральным: все что нужно для жизни манси получали в результате рыболовства и оленеводства. Товарную ценность имела, главным образом, пушнина. Её русские купцы выменивали у вогулов на спирт, порох и табак.

С отменой крепостного права и развитием капитализма в России указанный товарооборот резко увеличился.

«Пьянство, которому предаются современные вогулы, разумеется разрушающе действует на их здоровье, а потому, если не будут приняты меры к устранению его и всех вышеуказанных неблагоприятных для вогул условий, то остающиеся первобытные вогулы исчезнут с лица земли, уже не путем ассимиляции с русским населением,  как происходило раньше, а путем вымирания…», — писал Н. Г. Остроумов в книге «Вогулы-манси», изданной в 1904 году. 

Считалось, что именно в этот период от недоедания, алкоголя и инфекционных заболеваний полностью вымерли семьи свердловских манси Туйковых, Солиных, Плотовых, Шейных…

Официально долгие годы считалось, что жизнь манси Свердловской области резко изменилась после Октябрьской революции 1917 года.

В реальности же серьезных изменений в жизни манси не происходило длительное время и после революции. Но, постепенно, всё же, новая жизнь меняла и образ жизни этого коренного народа Свердловской области.

Как уже сказано выше 352 человека народности манси проживало в сельской местности Свердловской области накануне войны. В основном манси жили в юртах, разбросанных на десятки километров одна от другой в тайге северного Урала.

Из более-менее крупных на то время населенных пунктов с мансийским населением стоит упомянуть Массаву, Вершину и Верхний-Пелым в Гаринский районе; населенные пункты Лямья-Пауль, Суйват-пауль, Вижай, Тошемку и Бурмантово в Ивдельском районе.

В 1940 году свердловские власти активизировали агитацию по переходу манси к оседлой жизни. В декабре депутат ивдельского райсовета Князев и заведующий райзо Семёнов начали объезжать юрты манси. На собраниях они убеждали людей в преимуществах жизни в крупных поселках.

Началось сселение манси из юрт, раскиданных вокруг Лямья-пауля на расстоянии 50 км. Всего в Лямья-пауль съехалось к началу Великой Отечественной войны 13 семей.

Три семьи переехали на Вижай. Остальные окрестные манси ждали, когда на реке пройдет лёд, чтобы на плотах отправиться к новому месту жительства.

Большое значение для культуры свердловских манси имело открытие в мансийских посёлках школ. Так, в Массаве и Бурмантово были организованы начальные школы. О начальной школе-интернате для детей манси в Бурмантово надо сказать особо. Во время учебного года дети находились в школе-интернате, а на летние каникулы разъезжались по юртам родителей кочевать с оленьими стадами в горы Северного Урала.

В этой школе появились первые мансийские авторы, ещё задолго до того, как именитый писатель Юван Шесталов впервые взял в руки карандаш и записал первую мансийскую сказку.

Речь, конечно, идёт об издании знаменитой детской книги «Урал – земля золотая». В книгу незадолго до начала войны, собирали литературные произведения различных жанров, написанные детьми. Книжка вышла в 1944 году.

В книжку вошел только один рассказ бурмантовской школьницы — его написала Маруся Тасманова. Это был рассказ о том, как росомаха охотится на оленей. Он назывался «Хитрая росомаха». В книжке указывалось, что М. Тасманова ученица 5 класса из «становища Бурмантово». Вероятно, для придания рассказу «северного колорита».

В момент подготовки книги «Урал – земля золотая» свои сочинения в редакцию отправили и другие ученики мансийской школы-интерната из Бурмантово: Н. Бахтиярова, Л. Бахтиярова, А. Курникова. Они описывали пургу в тайге, лето в тайге, охоту за Уральским хребтом на лося.

Молодой художник Н. Игнатьев специально приезжал из Свердловска в Бурмантово, чтобы написать иллюстрации для книги и картины «Манси приводят детей в школу» и «Загнали лося».

Однако большую часть картинок к книге нарисовали сами ребята.



Но ещё более важна роль школы -интерната поселка Бурмантово в хозяйственном развитии свердловских манси. До появления этой школы манси никогда не занимались земледелием. В апреле 1941 года в общество юных географов «Глобус» свердловского областного дворца пионеров пришло письмо из Бурмантово, где сообщалось что школьники-манси организовали первый свой кружок юннатов. Они просили прислать им семена моркови, помидоров, капусты, подсолнухов, пшеницы, овса, астр, георгинов, гвоздик для организации школьного участка.

Впоследствии школьных огород был организован и имел очень большое значение для школы, для поселка и для всех уральских манси.

Школьный огород дал первый урожай в 1942 году. Под него был разработан участок более 4-х гектаров. Из них два гектара 67 соток засадили «вторым хлебом» — картофелем.

В дальнейшем огород постоянно рос, добавлялись все новые культуры особенно большие участки были заняты картофелем и турнепсом.

Как известно зима 1942/1943 года на Урале в силу ряда причин выдалась самой голодной. Поэтому огород детей-манси оказался большим подспорьем. Кроме картофеля, выращивали на огороде капусту, морковь, турнепс, репу, табак. Были разбиты парники в которых высаживали не только огурцы, но необычные для севера дыни, тыквы, помидоры и арбузы. Насколько успешно росли теплолюбивые растения – сказать сложно, но летом дети, уезжая из интерната домой взяли с собой семена и дома тоже устроили огородики.

Родителям школьников эти огороды понравились настолько, что огородничество в юртах манси вокруг Лямья-пауля стало массовым. Через заведующую красным чумом Бурмантову 12 семей направили в районо коллективное письмо в котором сообщали, что хотят разбить собственные огороды и поэтому просят школу-интернат выделить им семена. В частности Елизавета Курикова вскопала огород 8 соток, Петр Куриков – 7 соток, Устин Куриков – 5 соток.


Охотники Куряновы. Огородничали Куриковы. Либо похожие фамилии, либо газетная опечатка.

Вместе с подписями на русском манси поставили под документом родовые знаки – тамги. Просьбу удовлетворили: школа выделила на семена полтонны картофеля, семена репы, турнепса и моркови.

Это были самые первые индивидуальные огороды уральских манси, а указанные 12 семей – первыми в истории мансийскими огородниками Урала.

(Читать дальше…)


Анатолий Гусев