Манси из Копчика на Чусовой

Манси из Копчика на Чусовой
Рисунок из книги Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места (XIX - начало XX в.)

(Продолжение. Начало ТУТ)

Отсюда отправились мы на лодке по Чусовой до Ослянской пристани и там, доставши верховых лошадей и проводника, пустились осмотреть, осмотреть, лежащую в десяти верстах, вторую вогульскую деревню – Копчик».

В этом селении был Георги в 1773 г (который посетил также и Бабенки) и довольно подробно описывает нравы и образ жизни тогдашних её обитателей.

Передам вкратце его описание, для того, чтобы сравнить с тем, что мы нашли через сто лет после.

По словам Георги, вогулы, живущие в Копичке, также как и в Бабенках, почти обрусели. Они живут и одеваются точно также как и русские мужики, и так как страсть к вину у них сильно развита, то они и празднуют все русские праздники, для того, чтобы иметь предлог выпить.

Исключая несколько штук скота, хозяйства вогулы не имеют; хлебопашеством совершенно не занимаются. Пьянство держит их в большой бедности, одеваются и ходят они в высшей степени грязно, тем более, что о банях нет о помину.

Каждый вогул имеет право покупать себе столько жен, сколько может прокормить (хотя в Копчиках Георги не встречал многожёнства). Калым простирается от 15 до 5 рублей серебром. Свадьба происходит без всякой церемонии: жених ведет в свою хату невесту и на другой день называет своей женой.

Женщины – вогулянки занимаются так же, как и русские женщины пряжей и тканьем. Новорожденному ребенку даёт имя какая-нибудь старуха.

На охоте хотя вогулы и употребляют огнестрельное оружие, но больше ходят с луком и стрелами, наконечники которых состоят из острых костей.

Они не имеют ни жрецов, ни колдунов. Каждый отец семейства совершает богослужение, хотя они не ясно понимают, что надо разуметь под этим именем. Каждая деревня имеет свое место для жертвоприношений в лесу (который исключительно предназначен для таких церемоний). В небольшом местечке, среди непроходимой чащи находится это место, называемое по-вогульски Torom Setkedug (Тором Сеткедуг);  к нему проложена тропинка таким образом, что она приводит всегда к северной части площадки; на южной ее стороне стоит скамья или низкий стол, позади которого врыт столб, вышиною в 4 фута. Кругом развешаны черепа и полусгнившие лошадиные шкуры.

Веруют вогулу в одного бога, которого называют Тором. У него в руках находится судьба смертных, он управляет вселенной; любит честность, но не огорчается пьянством и другими бесчинствами. Смерть по мнению вогулов, есть божеское наказание; понятие о будущей жизни весьма сбивчивы, по-видимому заимствованы у русских, так же как представление о нечистой силе и черте.

Они уверяли Георги, что у них никаких идолов не имеется, но по свидетельству некоторых русских, осторожные вогулы прячут своего идола в лесу и выставляют только во время жертвоприношений. Этот идол имел форму человеческую и был закутан в красные лоскутья.

Живет-ли бог Тором на солнце, или-же само солнце есть ничто иное как бог – они сами себе не могут уяснить.

Чтобы угодить богу вогулы празднуют ежегодно два праздника с жертвами. Молитвами и весельем. Главный праздник есть торжество нового года, ельболела (Jelbolela), которое совершается на первый день праздника пасхи. Они считают этот праздник за день сошествия бога на землю в чем надо видеть наступление весны; при этом все молитвы обращаются к солнцу.

Второй праздник бывает на второе новолуние после первого торжества и называется анкобо (ankobo); в этот день все совершается точно так же, как и на новый год, разница заключается в том, что жертвы приносятся в меньшем количестве.

Все молящиеся обращаются на юг, или к жертвам, которые ставятся на южной части. В жертву (таин, Tain) приносятся и плоды и животные; из птиц предпочитаются лебеди. Кроме того, предлагают в дар божеству молоко водку и пиво.

Во время жертвоприношений каждый домохозяин, совершает нечто вроде богослужения, потом все поедается и выпивается, и так как желающих приносить жертвы набирается много, то каждый праздник празднуется до шести и более дней, несмотря на то, что первая жертва приносится с восходом солнца.

Церемония жертвоприношений следующая: все мужчины собираются на место: женщины не имеют права присутствовать. Животное убивают где-нибудь в другом месте, кожа снимается, мясо очищается от костей и варится вместе внутренностями. Кости закапываются, а кожа (если в жертву была принесена лошадь) развешивается в лесу.  Кроме того, кости лошади не закапываются, а сжигаются. Голова животного из которого вынимается мозг, обыкновенно вариться.

Голову и сердце кладут на блюдо, мясо в другой сосуд и все это ставится на стол, с большим количеством пива и водки. Мозг и немного сала (или жира), кладут на дощечку, помещают на столб и зажигают. В продолжении того времени как мозг (тир, Tir) горит, все присутствующие обращаются к пламени. Вздыхают, выражают свои желания богу и кладут земные поклоны.

Если находится такой человек, который ничего не желает, тот повторяет все время – таром ис наэр (т.е. помилуй господи).

Едва огонь потух, домохозяин приносящий жертву, делит сердце и мясо вареной головы на несколько частей, сколько находится присутствующих, которые и пожирают всё с молитвами и поклонами. Также делятся и напитки. Потом оставшийся череп вешают  на близстоящее дерево, остальное же мясо и напитки отправляют в деревню, где и поедается все вместе с женами и детьми.

После первого домохозяина начинается жертвоприношение второго, потом третьего и т.д.

Мертвых своих вогулы хоронят в одном месте в лесу, которое называется калаасса (Kalassa). Могилы (ванка, Wanka) роют с севера на юг куда и кладут своих покойников или в ящиках или без них, причем соблюдают, чтобы голова мертвеца лежала на северном конце могилы. Особых церемоний при похоронах не имеется.

Так описывает Георги жителей Копчика за сто лет до нашего посещения.

(Продолжение следует…)

Источник: Н. Сорокин. «Путешествие к вогулам». 1873 г


Читайте также:

Древние боги Чусовой. Шайтаны

Изгнание шайтана уральскими марийцами