Изгнание шайтана уральскими марийцами

Изгнание шайтана уральскими марийцами

Слово «шайтан» от которого пошли многочисленные топонимы «Шайтанка», означающее черта, вошло в культуры разных народов Урала. В частности обряд «прогнание шайтана» бытовал у уральских марийцев, несколько тысяч которых до сих пор проживают в Свердловской области, главным образом, на территории Ачитского района.

В селах Марийские Карши и Верхний Потам и поныне проводятся праздник борозды – Ага Пайрем. У марийцев в марийской республике «праздник плуга» называется агавайрем.

Современные марийцы празднуют свои национальные праздники несколько иначе чем в старину.

Русские исследователи, зачастую, называли праздник черемисов (так в досоветское время называли марийцев) Ага- байрем. В ходе этого праздника марийцы совершали обряд «прогнания шайтана». Начинался праздник в четверг.  Вот как описывал этот обряд в «Пермской летописи»   Василий Шишонко в 1864 году в Красноуфимском уезде…

«…подходят к огню, некоторые берут по головне и, обошедши с ними вокруг огня, втыкают оные в землю, в уверенности, что воткнули в сердце шайтана (злого духа); потом, взяв ещё по головне, идут с ними по направлению к деревне и взмахнув несколько раз, бросаются и бегут в деревню выгонять шайтана.

В этот момент добрые и скромные черемисы превращаются в  беснующихся и одуревших шайтан-пастраш. С неистовым шумом и криками вбегают они в деревню и, схватив палки,  а другие сев на лошадей, стукают в стены домов, службы и проч; в это же время артисты их играют на духовной музыке (камышовая дудка с пузырем – род волынки) и бьют в барабаны; иные стреляют в мнимого шайтана из ружей; хозяева же домов, которым нахлынет такая толпа, подчуют пивом и подают яйца и особо испеченными к этому празднику пшеничные шарики.

Случается, что к толпе, выгонявшей шайтана, пристанет какой-нибудь проказник из русских и тут же бегая с палкой, старается что-нибудь расшибить, охлестать веники и проч., под предлогом помочь выгнать шайтана.

Проводив шайтана за деревню и разложив там огонь, черемисы молятся у него, потом перескакивают через огонь, отряхивая одежду, в чаянии выжить оттуда шайтана; втыкают тут же в землю (в мнимого шайтана) ножик; после сего из собранных яиц три бросают на воздух: одно на восток, другое на полдень, а третье на север, для того, чтобы сюрем (тоже злой дух) не ходил; потом одно яичко закапывают в землю, а остальные затем делят между собой и затем уже расходятся по домам.

В наступившее затем утро, т.е. в пятницу черемисы вымывшись в бане и одевшись в чистые одежды, отправляются к часу олдинадцатому утра на гору, куда берут с собой блинов и пива.

Здесь обыкновенно разложив огонь и перед ним кушанья, молятся на полдень становясь на колени все, кроме муллы (муллой у марийцев называли старика, знающего и чтущего традиции), просят урожая, здоровья и всякого благополучия, чтобы не было войны, солдатчины (рекрутского набора), и не увеличивались повинности; молятся так же за царя и просят бога (юмо) дать ему благополучного в своем царстве царствования, величавая при этом государя-императора: олянды кугужа (царь земли) и ошку кугужа (белый царь».

Фото из соцсетей