Люди с горячим сердцем

Люди с горячим сердцем

Г. АКИМОВ

(Из воспоминаний комсомольцев города)

  1. Великие события

Об Октябрьской социалистической революции население Васильево-Шайтанского поселка узнало в первые же дни по отрывочным сведениям от телеграфистов и от проезжающих в поездах пассажиров.

На четвертый день, 11 ноября были получены из Екатеринбурга официальные сообщения о победе революции и воззвание Военно-Революционного комитета «К гражданам России!».

Рабочий народ встретил эти сообщения с небывалым восторгом и радостью. В цехах заводов собирались рабочие. Они обсуждали события, намечали свои планы. «Долой буржуазию!», «Да здравствуют Советы!», —раздавались их возгласы на собраниях и митингах.

События быстро нарастали. Второй съезд Советов принял Декрет о мире и Декрет о земле. С германского фронта возвращались солдаты — фронтовики. Среди них многие были большевиками. Они и организовали в поселке партийную ячейку РСДРП (большевиков).

Большевики разъясняли народу задачи партии и рабочего класса. О ни организовали народные массы на борьбу за установление власти Советов и осуществление законов Советского правительства.

В конце декабря 1917 года в поселке создается ревком. Вся власть в Васильево-Шайтанской волости переходит в руки Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Одним из первых мероприятий ревкома была национализация Васильево-Шайтанского завода (ныне Старотрубного), подковного завода М. Маркова (на месте Хромпикового завода), чугуно-литейных мастерских Ржанникова (сейчас металлозавод) и ряда других мелких предприятий.

Для управления национализированными предприятиями на заводах и в мастерских создавались деловые Советы. В поселок продолжали возвращаться с фронта революционно настроенные солдаты. Откликаясь на зов партии большевиков и Советского правительства, они вступали в ряды создаваемых отрядов Красной Гвардии. В феврале 1918 года из поселка ушли добровольцами на борьбу с контрреволюцией до 20 человек, в том числе Е. Г. Акифьев. П. Г. Костин, А. Г. Балдин, П.Ф. Белых. Они влились в состав организованных Екатеринбургских полков, вы ступивших против белогвардейской армии генерала Дутова на Южном Урале, и впоследствии участвовали в историческом рейде армии Блюхера.

2. Хотим быть как большевики

Рабочая молодежь поселка не была в стороне от происходивших революционных событий.

— Мы интересовались всем, что происходило, —рассказывает один из первых комсомольцев Василий Федорович Шулин. Ходили на митинги, пробирались на собрания рабочих, слушали речи ораторов.

С большим вниманием и интересом мы слушали выступления большевиков. Их речи были понятны народу. Говорили они твердо и убедительно. Чувствовалась в их словах особая сила — сила правды, справедливости. Поэтому большевиков так горячо поддержал весь трудовой народ поселка.

В праздничные дни и вечерами после работы рабочая молодежь собиралась в ту пору у школы в Таишевке. Здесь был центр революционных выступлений молодежи. Мы обменивались друг с другом, где что было, кто о чем слышал, где кто выступал.

После разговоров обычно пели революционные песни, разучивали новые. На сборах молодежи часто присутствовали и рассказывали, как в Питере большевики и рабочие совершили Октябрьскую революцию, про то, как они дрались на фронте с немецкими солдатами и другие события. Эти рассказы воспитывали нас в духе любви к партии, народу.

С наступлением холодов сборы молодежи стали проходить в помещении школы. М ы с большой охотой согласились на предложение партийцев помочь им в оборудовании помещения.

В одном из классов сделали помост-эстраду. Здесь устраивали собрания рабочих, читали лекции на антирелигиозные, научные, медицинские темы. Вскоре организовался самодеятельный драмкружок, который проводил вечера, ставил спектакли. Вход на них был для всех бесплатный. Таишевскую школу в поселке назвали тогда «Красной школой» (сейчас в этом здании детский дом).

Нам, молодежи, хотелось быть ближе к большевикам, помогать им в работе. Скоро мы уже знали всех большевиков.

Они давали нам сначала небольшие поручения: отнести бумажку такому-то. Развесить объявление, оповестить по домам о собрании, наблюдать за порядком на вечере и т. д. Каждое из этих поручений мы всегда старались выполнить точно и аккуратно.

Мы мечтали стать такими, как большевики, работать вместе с ними, состоять в такой же ячейке. Об организациях рабочей молодежи, о Союзах молодежи тогда еще не слыхали.

3. В поселке белогвардейцы

29 июня (по старому стилю) 1918 года в поселок пришли чехи. В памяти у молодежи сохранились эпизоды боя на станции Хромпик и зверские расправы белых с красноармейцами и активными работниками Советов.

Вот что рассказывает об этом Александр Петрович Тимофеев.

— За несколько дней раньше до появления в поселке врага прошли слухи: чехословацкие мятежники подняли восстание против Советской власти. Их части, двигаясь со станции Бердяуш Самаро-Златоустовской железной дороги, уж е захватили Михайловский завод. С ними вместе идут белогвардейские отряды, состоящие из офицеров и местных богачей.

Они зверски расправлялись с Советами и устанавливали снова власть буржуазии. Эти слухи скоро стали подтверждаться: на станцию Хромпик пришли отступающие красноармейские части. С ними был броневой автомобиль. На его броне четко выделялась надпись: «Борец с контрреволюцией».

Был ясный солнечный день. В поселке тихо. Несмотря на большой церковный праздник — день Петра и Павла, —настроение у всех тревожное, подавленное.

Кончилась служба в церкви, и народ не спеша расходился по домам. Вдруг в районе станции раздались выстрелы, началась пальба из винтовок, треск пулеметов. Чехи повели наступление со стороны станции Подволошной и стали обходить красноармейские части с флангов. Красные, оказавшиеся под сильным перекрестным огнем, несли большие потери. Чтобы не оказаться окруженными, они были вынуждены отступить по дороге на Таватуй.

На поле боя осталось около 25 убитых красноармейцев, в числе их были Ларион Немытов. Сапегин — жители поселка. Был уничтожен в бою броневик. Двигаясь по фронту, он по дороге попал колесом в глубокую колею и застрял. Чехи бросили под него гранату, он загорелся. Весь экипаж броневика обгорел. После боя из броневика вытащили обгорелые трупы.

Так закончился бой у станции Хромпик. Белые и вместе с ними богачи поселка торжествовали. Рабочий народ затаился. В 1919 году, после прихода Красной Армии, все тела убитых в бою красноармейцев отрыли, уложили в гробы и с почестями похоронили в братской могиле на территории Хромпикового завода. На могиле установили памятник. Этот памятник до сих пор стоит на территории завода и заботливо охраняется рабочими.

4. Ненависть и возмущение народа

Приход белых ознаменовался зверскими расправами с оставшимися в поселке большевиками. Репрессиям подвергались и все сочувствовавшие им, беспартийные. Был схвачен и расстрелян на станции Хромпик большевик Николай Александрович Пономарев. (Его именем названа одна из улиц Первоуральска).

Те, которым удалось избежать ареста, скрылись в лесах. Тайком ночью они ходили домой за продуктами, а потом опять уходили. Жители поселка об этом знали. Но не выдавали.

Чехи скоро ушли. Во главе буржуазного правительства на Урале и в Сибири стал Колчак. Для пополнения белогвардейской армии была объявлена мобилизация. Повестки о явке на сборные пункты получили многие, в том числе молодежь 1899—1900 гг. рождения.

Но население ответило на эту мобилизацию дружным бойкотом. На заводской территории, на стенах домов, у церковной ограды стали появляться плакаты с призывами:

«Не дадим ни одного солдата белякам!» «Ребята, не являйтесь на сборные пункты!». Эти плакаты развешивали ночью скрывающиеся в лесах больше вики. Призываемые на сборные пункты н е явились.

Они уходили в леса, прятались.

Для наведения порядка и усмирения некоторых в поселок прибыл карательный отряд под командованием белогвардейского офицера Анненкова, известного в истории гражданской войны на Урале и в Сибири своими зверствами. Скрывавшихся от мобилизации они стали вылавливать и отправлять под конвоем в город, но те при первой ж е возможности снова убегали в леса, скрывались в глухи х отдаленных деревнях. Так белы е не смогли получить из поселка ожидаем ого пополнения своей армии.

Особенно подлую, предательскую роль в период белогвардейщины сыграли местные богачи и их приспешники. Управляющий Васильево – Шайтанским заводом Чайкель организовал добровольческий отряд «Спасение родины», в который вошли 18 чиновников и служащих. Члены отряда занимались слежкой, доносами. Они сообщали о революционно настроенных рабочих. Их потом арестовывали, отправляли в город или выгоняли из завода. Выгнали, например, Васю Шулина — ученика токаря за то, что он выступил против 12-часового рабочего дня для молодежи.

— Это незаконно, —говорил он при всех мастеру, — для молодежи рабочий день должен быть 6 часов.

— Ты хочешь работать шесть часов? Хорошо, мы тебе дадим шестичасовой рабочий день дома, а нам на заводе таких не надо. Его тут же рассчитали с завода.

Предатель Чайкель действовал и обманом, и хитростью. Он объявил, что все большевики, скрывающиеся в лесах, могут вернуться домой и жить спокойно. Всем амнистия. Поверили Чайкелю немногие. Явились домой Иван Александрович Пономарев, Алексей Несговоров. Но в первый же вечер их схватили, увезли в город. Позднее в городе ходили слухи, что их где-то расстреляли белые.

Были также схвачены вернувшиеся домой большевики: Иван Павлович Емлин. Николай Тычинин. Их также увезли в город, но этим удалось бежать. Они скрылись в лесах. Впоследствии по возвращении Красной Армии отважные партизаны вернулись домой еле живыми. Они были больны, сильно истощены. Вскоре Иван Павлович Емлин умер. (Его именем названа другая улица в Первоуральске).

Разгул белогвардейцев, их жестокие расправы вызывали ненависть и возмущение. Молодежь стремилась им за это отомстить, чем только было можно.

31 декабря 1918 года в театре (где сейчас промтоварный магазин на площади Старотрубного завода) собрались офицеры, заводские чиновники с женами встретить новый, 1919 год.

Заводские ребята решили испортить им этот вечер.

— Несмотря на строгую охрану кругом, — вспоминает А. П. Тимофеев, -группа парней пробралась на крышу здания. Тряпьем они закрыли все печные трубы, а перед самой встречей нового года оборвали провода электрического освещения. В зале поднялась паника, Вечер был сорван.

Летом 1919 года Красная Армия перешла в решительное наступление. По поселку стали распространяться сведения о движении красных. Эти сведения

получали от телеграфистов со станции Хромпик.

Помимо этого, большевистские листовки часто выбрасывались из проходящих эшелонов.

Во второй половине июня белые серьезно забеспокоились. Через поселок стали проезжать подводы с эвакуирующимися богачами с Боткинского завода. Вскоре ушел из поселка отряд Анненкова, выехали Чайкель, заводские чиновники — члены отряда «Спасения родины». Они боялись теперь расплаты за совершенные подлые дела. Перед уходом сильно раззорили завод: разрушили электростанцию, повредили машины в волочильном цехе. Завод встал.

Накануне ухода белые совершили еще одно кровавое преступление: они расстреляли отца Пономаревых — Александра Дмитриевича.

5. В поселок пришла Красная армия

29 июня 1919 года, ровно черед год после прихода чехов, Красная Армия вступила в Васильево-Шайтанский поселок. Первым вошел полк Азина, затем пришли полки 30-й и 28-й дивизии.

Народ ликовал. На площади около завода состоялся большой митинг. Выступали представители Красной Армии, рабочие. «Уничтожим белых гадов!», «Да здравствуют Советы!», «Отомстим за смерть большевиков Шайтанки!» —раздавалось на митинге.

На другой же день начал свою деятельность вновь организованный ревком. Организовалась партийная ячейка РКП(б) . Возбужденные единым порывом уничтожить белых гадов, чтобы они никогда больше не вернулись, молодежь поселка группами и в одиночку стала проситься, чтобы их приняли добровольцами в ряды Красной Армии. Им говорили: «Погодите, наведем сначала порядок в поселке, а потом объявим запись добровольцев». Но горячие сердца не хотели ждать. Более двадцати человек вступили в ряды проходивших красноармейских частей и ушли вместе с ними. Некоторые из них, например, Стахов М.И., Злоказов А.И и другие гнали белых до Омска.

6. Комсомольская ячейка

Оставшаяся в поселке рабочая молодежь продолжала активно участвовать в общественной жизни. Поддерживали постоянную связь с партийной ячейкой, выполняли ответственные поручения.

В конце сентября 1919 года в поселке была создана первая комсомольская организация. В помещении партийной ячейки (сейчас комната бухгалтерии Старотрубного завода) состоялось организационное собрание молодежи.

— Нас было шесть человек, — рассказывает Александр Петрович Тимофеев, — Павел Дыринов, Федор Стахов, Петр Гаков, я и, кажется. Василий Чичиркин, точно не помню. Всем места не хватило, и некоторые уселись на полу. Проводил собрание коммунист Андрей Тимофеевич Рыбкин. Были еще и другие коммунисты! Они рассказали о комсомоле и его задачах, об Уставе. Мы постановили организовать ячейку Коммунистического Союза Молодежи, считая себя первыми членами этой организации в Первоуральске и заняться вовлечением молодежи в Союз. Председателем комсомольской ячейки выбрали тогда меня. Кроме председателя должны были избрать казначея и секретаря. Но их пока не выбирали. После собрания, первым долгом, взялись за вовлечение молодежи в комсомол: вывесили объявление, беседовали со знакомыми ребятами. В короткий срок ячейка выросла до тринадцати человек. Перед нами встал вопрос о помещении для комсомольской организации. Мы обратились в ревком. Под клуб нам предоставили дом бывшего торговца Нарбутовского, который сбежал с белыми.

— А мебель, какая вам понадобится, возьмите в доме Ржанникова, не хватит —найдем еще, — сказали нам в ревкоме.

Неказисто было в доме бывшего торговца. Голые стены и больше ничего. Но мы не терялись. Собрались, обсудили что делать: нужно оборудовать зал со сценой, для этого прорубить одну стену. Решили выделить одну комнату под читальню, другую — для работы ячейки.

В 1921 году организация выделяет ряд комсомольцев в продотряды на «борьбу за хлеб». Незадолго до Ишимского восстания в Шадринске был убит кулаками один из первых комсомольцев поселка Федор Стахов и зверски замучен также один из первых комсомольцев Павел Дырник. Рассказывали, как кулаки, разъяренные злобой против Советской власти, вспороли ему живот и насыпали туда зерна, приговаривая: «На тебе хлеб».

Весть о гибели отважных комсомольцев произвела  глубокое впечатление. На общем собрании комсомольцы почтили память погибших вставанием. Они дали слово — нещадно бить врагов революции.

После третьего съезда РКСМ, где В. И. Ленин поставил перед молодежью задачу учиться, многие комсомольцы поселка уходят на учебу: кто в школу фабзавуча, кто в рабфак. Пошли учиться в рабфак Шулин, братья Кононовы, Сысоев. Поступил было в рабфак и Петр Трофимов — сын поселкового попа, но когда узнали, что он из семьи чуждых элементов, его тут же исключили. Двери вузов были открыты только для трудящихся.

В 1920—22-х годах из комсомольской организации поселка ушли  почти все первые комсомольцы: одни не вернулись с фронта, другие—погибли в продотрядах, а большинство ушло на учебу в города Екатеринбург, Пермь и даже в Москву. Состав организации обновился, вырос новый актив. Комсомольская организация работала по-новому: не было, как раньше, постоянного председателя ячейки. Руководило всей деятельностью организации бюро во главе с ответственным секретарем.

В 1921 году секретарем был Алексей Носов.

После окончания гражданской войны, в годы восстановления страны от разрухи, молодежь по-прежнему принимает деятельное участие.

Одной из важных задач перед комсомольскими организациями было воспитание молодежи. Усилили работу по ликвидации неграмотности. В поселке было организовано уже до десятка различных кружков. Грамотные комсомольцы вместе с учителями вечерами проводили занятия с неграмотными и малограмотными.

Усилили и антирелигиозную пропаганду: организовали кружки безбожников, проводили лекции, доклады на научные темы, в дни религиозных праздников устраивали антирелигиозные вечера. К проведению таких вечеров тщательно готовились, репетировали пьесы, разучивали басни, стихи любимого пролетарского поэта Демьяна Бедного, разучивали новые песни, частушки. Вечера эти проходили интересно и весело.

Бывало так: религиозные ребята или девчата собираются в церковь, одевают лучшие платья, костюмы. По дороге заходят «просто посмотреть», что делается в шумном, ярко освещенном клубе, да так и остаются до конца вечера, а в это время уж е и служба прошла, все из церкви разошлись.

Неудобно было им перед богом и религиозными мамашами, а зато как интересно было в клубе, что в другой раз обязательно пойдешь в клуб вместо церкви — начинали рассуждать бывшие богобоязненные девчата.

Большую работу проводили комсомольцы по шефству над деревней: выезжали в Талицу, Решета и другие деревни. Там делали доклады, ставили спектакли. Боролись в деревне и против засилия кулацких элементов. Проверяли, в каких условиях живет батрацкая молодежь у кулаков, и требовали от них полного выполнения законов по охране труда молодежи и договорных обязательств.

Комсомольская организация принимала активное участие в борьбе с самогоноварением. По заданию милиции группы комсомольцев ходили по подозрительным домам, где гнали самогон, и если находили, ломали аппараты, разбивали посуду с самогоном или просто выливали в канаву на улице, в овраге.

Бывший комсомолец С. С. Портнов (ныне пенсионер) рассказывает такой случай:

— Заходим мы раз в один дом, а там сидят местные наши торговцы: Целовальников, Казанцев и еще человека два, а вместе с ними в почетном углу сидит сам начальник финотдела Скоробогатов. На столе бутылки с самогоном, закуски разные. Увидели они нас, как мы зашли, и давай приглашать к столу. «Дорогие комсомольцы» — называют, за рукав тянут. Мы вначале отказывались, а потом для вида сели. От самогона отказываемся, дескать, молодые еще, не пьем. Смекнули мы тут, зачем они пьянствуют с советским начальником, не иначе как он им скашивает налоги. Посидели немного, перемигнулись с товарищами и ушли, чуть не выбежали. А утром сообщили обо всем, куда следует. Было потом следствие, суд. Восемь лет тюрьмы присудили за продажу совести этому «руководителю» Скоробогатову.

В 1921 году Васильево — Шайтанский завод перешел на выпуск труб. Завод стал называться Первоуральским. Первоуральские комсомольцы гордились своим заводом и выпускаемыми трубами. «Наши трубы не хуже шведских», — говорили они.

Продолжая традиции первых комсомольцев, новый состав организации не снижал темпов своей деятельности. В 1923 году организовали физкультурный кружок «Спартак», в поселке появился первый футбольный мяч. Комсомольцы провели первые туристские походы.

Деятельность комсомола уже в тот период, до того как партия поставила задачу ликвидации кулачества, как класса, проходила в ожесточенной борьбе. Кулаки, торговцы ненавидели партию рабочего класса и комсомол. Они клеветали на них, злобно ругали, агитировали, чтобы родители не пускали своих детей в комсомол. Еще тогда кулаки, торговцы применяли против партийных и комсомольских работников диверсии и порой зверские расправы. В первый день пасхи в 1920 году они подожгли бывший дом В. Я. Демидова, где в то время помещался волостной комитет Р К П (б).

В 1923 году в поселке Арамиль кулаками был отравлен сулемой бывший секретарь комсомольской организации нашего поселка Алексей Носов.

8. Ленинский комсомол

21 января 1924 года. Вся страна переживает тяжелую утрату: умер дорогой вождь В. И. Ленин. Не было в стране уголка, где бы не чувствовалось великое горе народа, его скорбь.

— Мы были на вечере. — вспоминает бывший комсомолец В. А. Сысоев, — когда нам прочитали скупые, тяжелые слова телеграфного сообщения и

предложили закрыть вечер. Молча, с тяжелым чувством неописуемого горя, мы разошлись по домам.  На другой день сшили и вывесили траурные флаги.

В день и час, когда в Москве хоронили В. И. Ленина, мы стояли без головных уборов на траурном митинге на площади у памятника К. Марксу.

Было 45 градусов мороза. Завод остановился на 5 минут. Протяжно гудели заводские гудки. У всех на глазах слезы горести. Выступающие говорили коротко:

— Ленин умер, но дело, за которое он боролся, — живет. Будем идти дальше по пути, который указал нам Ленин, — к светлому будущему. Мы не забудем его заветов».

Партия объявляет ленинский призыв. Комсомольская организация поселка передает 60 своих лучших комсомольцев в члены большевистской партии.

Торжественно и в тоже время по-деловому, спокойно проходило в клубе обсуждение каждого передаваемого комсомольца. В числе их были: П . И. Боровков, И. А. Рукавишников, С. С. Портнов и другие.

В июле 1924 года на V I съезде комсомол стал называться Всесоюзным Ленинским Коммунистическим Союзом Молодежи.

Для него наступает новый этап большого созидательного труда, направленного на успешное выполнение задач построения социализма в нашей стране.