Белогвардейский феминизм

Белогвардейский феминизм
Белогвардейский пропагандистский плакат

Ещё с советских времен, принято считать, что женское движение в России и связанный с ним праздник 8 марта – дело исключительно большевистское. А белые были, сплошь, сторонниками патриархального семейного уклада, православных традиций и т.п.

Но это, мягко говоря, не так. Когда белым было нужно они смело заигрывали с самыми отъявленными европейскими феминистками.

Так колчаковская газета «Вестник Приуралья» 21 марта 1919 года писала:

«Радиограмма от 6 марта из Парижа принесла нам весть, что мадам Симон, вице-президент  национального совета французских  женщин, обратилась к председателю мировой конференции от  имени русской женщины с письмом такого содержания:

«Национальный совет русских  женщин просит конференцию принять меры для спасения тысяч беззащитных  женщин, находящихся среди бушующих страстей от физических  страданий и позора, который их  ждет. От имени всех  матерей и всех женщин просит, чтобы там, где мы бессильны показать наше осуждение, конференция вмешалась и дала  понять тех кто терроризирует Россию, что они покрывают себя позором, издавая законы, которые сподвигают человечество к самым отдаленным временам его истории».

В заключение газета подчеркивала, что реакция мирной конференции на данное заявление авторам материала была неизвестна.  

Собственно что за люди входили в «национальный совет русских женщин»  от имени которых взывала к Антанте мадам Симон, газета не сообщала.   

Феминистки колчаковскими пропагандистами использовались исключительно в практических целях. В Колчакии мобилизации шли волна за волной, под ружье была поставлена огромная масса населения, ещё больше того, было дезертиров и разнообразных уклонистов. И женщины делали все, чтоб уберечь своих сыновей, мужей, братьев от колчаковской  «могилизации».

Поэтому колчаковская пропаганда и начала  заигрывать с феминистками. Газета «Вестник Приуралья» писала:

«И вот стоит лишь только русской женщине во имя этой любви приказать – матери своему сыну, невесте – жениху, а жене — мужу пойти в армию и защитить её вместе с детьми от насилия и глумления со стороны изуверов и ни один муж, сын, ни один жених не найдет в себе силы отказать любимой женщине в её просьбе».

Как показала история, какого-то серьезного успеха белогвардейские заигрывания с феминистками не имели —  армия Колчакии постепенно разваливаясь покатилась на восток, в Сибирь, на встречу своему краху.

Анатолий Гусев