Существовали ли первоуральские казаки и где они жили?

Существовали ли первоуральские казаки и где они жили?

Сейчас очень модно изучать свою родословную. Приятно найти в предках именитых дворян, богатых купцов или же удалых казаков. А много ли потомков казаков среди первоуральцев? Жили ли в наших краях казаки и что за казаки это были? Вот обо всем этом в новом материале «Толкучки» …

В истории Урала казаки были самыми разнообразными: городовыми и станичными, вольными и служивыми, потомственными и поверстанными, постоянными и времеными… Не будем углубляться в терминологию. Отметим только, что в царские годы чтобы стать казаком или, даже, казачьим атаманом, родиться в казачьей семье было вовсе не обязательно.

Но обратимся к Васильево-Шайтанскому заводу (нынешнему Первоуральску). Состав его населения в XIX веке подробно описал священник Александр Топорков. И в нем никакие казаки совершенно не просматриваются.  Другое крупное переселение случилось в 30-е годы XX века во время строительства Новотрубного завода, когда сословия были уже отменены и казацкое происхождение уже никого не интересовало.

Хотя когда-то давно были на Урале свои Исетские казаки. В 1981 году вышел в свет «Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска» Старикова Ф.М., где происхождение Исетских казаков автор выводил от казаков Ермака. Он писал:

«Кроме казаков атамана Мещеряка, в западной Сибири в это время были ещё другие сподвижники Ермака, которые пришли с ним в составе дружин ещё во время первого похода в Сибирь, т.е. в 1579 году и зимовали на берегах реки Сылвы (приток Чусовой). Весною, когда Ермак стал возвращаться в Строгановские вотчины, многие из казаков получили позволение остаться на том месте, где зимовали, и основать поселения. Это были, как говорит Миллер, первые русские колонизаторы Сибири. Казаки эти, первое время остановились куренями по берегам Сылвы. Но после первых успехов Ермака, они перебрались за Уральский хребет и рассыпались в западной Сибири…»

Позже Исетские казаки вошли составной частью в Оренбургское казачье войско и были переселены. Однако длительное время они несли службу по защите русских поселений от башкирских набегов. В Первоуральском районе один из самых известных таких набегов – разорение деревни Крылосово, когда все местные жители, кто не успел убежать и спрятаться в лесу, были убиты.

От подобных набегов правительство выстроило вдоль Сибирского тракта цепь крепостей: Красноуфимскую, Ачитскую, Кленовскую и Гробовскую… Гробово – это нынешнее село Первомайское. Жили там, главным образом, крестьяне, приписанные к Билимбаевскому заводу. Но кто-то ведь нес гарнизонную службу в крепости…

Впрочем, есть историки, считающие, что «исетские казаки» — это казаки поселка Исеть и только. Например, историк Г. Самигулов в книге в книге  «От Долматова монастыря до Чебаркульской крепости» утверждает, что беломестных казаков Урала прежде никто «исетскими» не называл и к казакам Ермака они никакого отношения не имеют.

После того, как беспокойные границы государства ушли дальше, на юг в казахские степи — туда переселялись и казаки. А городовых казаков, зачастую, просто переводили в государственных крестьян.

Многие жители Билимбая и Шайтанки в XVIII веке, однако ж, успели побыть казаками, правда не долго. Как описывал горный писчик Верхоланцев с Билимбаевского завода, ставший впоследствии, пугачевским «полковником», тех кто переходил на сторону Емельяна Пугачева «забривали в казаки». В Шайтанке этим занимался не сам Пугачев, а его «полковник» Иван Белобородов. В казаков стригли не только крестьян и работников уральских заводов, но даже пленных солдат.

Царские власти, для борьбы с восставшими из крестьян создавали военные команды и тоже объявляли их «временными казаками».

За кого бы уральский крестьянин не воевал: за самозванца или против — он временно становился казаком. 

После того, как царские войска разгромили отряд Белобородова, шайтанцев сразу же «расказачили».

Третий эпизод, связывавший жителей Шайтанки (Первоуральска) с казаками получился и вовсе неприятный.  В 1918 году белочехи разгромили оборонявшиеся в Кузино, Билимбае и на станции Хромпик красные отряды. Вместе с белочехами пришли казаки атамана Бориса Анненкова.

Атаман Сибирского казачьего войска Борис Анненков казаком по происхождению не был. Он родился в Житомире (сейчас это Украина), но был приставлен командовать казаками и впоследствии стал их атаманом. В отряде Анненкова воевали люди со всей страны, которые «прославились» жестоким обращением с пленными и расправами на захваченных территориях. Это усугублялось тем, что сам Анненков очень неохотно подчинялся любому командованию.

Первоуральцы пережившие лихолетье гражданской войны вспоминали:

«В Шайтанке действовал карательный отряд атамана Анненкова. Были убиты, расстреляны или повешены волостной военный комиссар Н. А. Пономарев, бывший председатель Совета И. А. Пономарев, зам. военного комиссара А. С. Несговоров, член Совета В. К, Бубнов, Д. С. Пряхин, Ф. Н. Репин, председатель волостного Совета И. П. Емлин и другие…».

К счастью, этот «казачий период» в Шайтанке длился не долго.

Красными, изгнавшими из Шайтанки белых, командовал начдив Владимир Азин, который по версии некоторых исследователей, тоже был потомственным казаком.

На этом, пожалуй, история взаимоотношений шайтанцев с казачеством заканчивается. Что, конечно, ничуть не мешает появлению казаков вновь, благо традиции «забривания в казаки» в нашем городе идут с XVIII века.

Анатолий Гусев

«Толкучка» от 07 октября 2022 г.