Пожар народной смуты: сожжение Шайтанки

Пожар народной смуты: сожжение Шайтанки

В старой деревянной России пожары были не редкостью. Вряд ли на Урале найдется старинный населенный пункт, который за свою историю не выгорал бы частично или полностью. Не миновала чаша сия и Васильево-Шайтанский завод (нынешний Первоуральск). Горел он неоднократно, но особенно сильным был пожар 14 февраля 1774 года по старому стилю …

Предыстория бунта

Величайшее несчастье для жителей Шайтанского завода имеет свою предысторию. В июне 1771 года на плотинке (возле современной «шайбы» ИКЦ местным «Робин Гудом» атаман Рыжанко (А.С. Плотников) застрелил шайтанского заводовладельца Ефима Ширяева.

В Шайтанке Ширяева  мало кто пожалел: к людям тот относился бесчеловечно. За малейшие провинности наказания Ширяев практиковал изуверские. Уклоняющемуся от работы надевали кандалы, надевали на шею специальный ошейник к которому привязывали пудовую (16 кг) гирю или тяжелый чурбан и заставляли работать. За всякий, даже пустяковый проступок, наказывали розгами, плетьми, палками. Пороли так, что нередко забивали до смерти.

Для женщин наказание было особенно изощренным: виновную садили в рогатку, имеющую вид клетки, по блокам и по сторонам которой торчали железные спицы, препятствующие наклонятся, так что несчастная должна была сидеть неподвижно.

Ширяев и лично истязал шайтанцев. Он имел обыкновение носить с собой костяную трость с железным прутом в середине и набитую песком, этой палкой без пощады бил рабочих завода.

Увлекаясь животными наклонностями, Ширяев, по рассказам старожилов, совершал такие поступки, о коих «стыдно не только говорить, но и думать».

Однако после того как Рыжанко был пойман – начались расправы. Истязали и пороли кнутами не только виновных, но и невинных. За то что не защитили своего палача и мучителя – Ширяева.

Но этим все не закончилось.

Шайтанский священник Александр Топорков с возмущением писал:

«После убийства помещика Ширяева, положение жителей не улучшилось: рабочие по-прежнему обременяемы были непосильными работами и не менее жестоко наказываемы. Розги плети, палки были постоянно в ходу».

Захват Шайтанки отрядами Пугачева

Не удивительно, что когда началась крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева и Шайтанку занял отряд пугачевского полковника Белобородова, местное население встретило его очень приветливо. Вот как описывал это Владиммир Даль в «Рассказе Верхоланцева о Пугачеве»:

«Из Билимбаевского завода пошли мы ы Васильевский или Шайтанский завод, где нас встретили хлебом и солью; Белобородов занял дом заводчика Ширяева, а я тут учил его писать свое имя…»

Как везде, занимая завод, пугачевцы сожгли долговые записки в заводской конторе. Сам же поселок остался цел.

Пугачевцы занимали Шайтанку с 19 января по 25 февраля по старому стилю. За это время они сумели отбить несколько атак правительственных войск со стороны Екатеринбурга. В сражениях участвовали и шайтанцы. Сколько их было – вопрос дискуссионный. Топорков называет цифру 150.

Но, как известно нигде не врут так сильно как на охоте и на войне. Если верить реляциям командиров царских отрядов, они сражались с огромными толпами бунтующей черни и уничтожали ее в несметных количествах.

Между тем, вероятно, число восставших шайтанцев было не стабильным. В случаях успехов пугачевцев — оно увеличивалось, в периоды поражений – падало.

Вот как переход шайтанцев из одного лагеря в другой описан в «Рассказе Верхоланцева о Пугачеве»:

«По отбытию Белобородова, шайтанцы образумились, восстали и, подкреплённые екатеринбургской командой, которая вразумляла, что это де самозванец, сожгли жилье полковника».

А как сообщает тот же источник жил «полковник» Белобородов в особняке Ширяева.

Так не доставайся ты никому…

Однако большая часть источников, и, в первую очередь, священник Александр Топорков, пишут, что поджог Шайтанки осуществили не её жители, а правительственный отряд под командой секунд-майора Фишера.

Он описывает ситуацию так: после того как пугачевцы отступили из Шайтанки в Билимбай и наступила ночь, преследовавший их секунд-майор Фишер возвратился  со своим отрядом в Екатеринбург.

«А дабы разогнанные злодеи не остались и после его в покое, то зажег он упомянутый (Шайтанский) завод в шести местах, — и так возвратился».

Насколько тяжелыми были последствия пожара в Шайтанском заводе можно судить по сообщениям заводской конторы в Екатеринбург, которые Топорков приводит  в своей книге.

13 марта 1774 года по старому стилю Шайтанская контора доносила:

«… крестьяне от разорения , а паче  от сожжённых их дворов и сгоревшего и крестьянского всего до основания имения, от чего стали, как ваше высокоблагородие сами лично видели, ко отправлению заводских работ и за неимением сена в прокормлении скота…»

К лету ситуация не улучшилась. Цитата из сообщения заводской конторы в Екатеринбург уже от 6 июля:

 «…Вашему благородию небезызвестно, что шайтанские крестьяне, от сожжения их жительств и (…) всего их имения, понесли разорение и претерпевают вящую скудость и пришли во всегдашнее несостояние».

После сожжения правительственными войсками Шайтанки ей, фактически пришлось отстраиваться заново.

А более-менее человеческие условия жизни и труда у жителей Шайтанки, как пишет Топорков, появились только после отмены крепостного права…

Анатолий Гусев

Газета «Толкучка» от 14 февраля 2020