Перекуем мечи на Урале или свечки вместо масла?

Перекуем мечи на Урале или свечки вместо масла?
Протоиерей Н. Андриановский, члены церковного совета и певчие Иоанно-Предтеченского собора, ок. 1944 Фото: Религии Урала Вконтакте

Основоположники марксизма утверждали, что «бытие определяет сознание». Утверждение это, верно по сей день и лучшие примеры его верности являет екатеринбургская епархия, даже если сами священники этого не признают.

Речь о быстровозводимой церкви в центре Первоуральска. Даже, при том, что она «быстровозводимая» — средства затрачены немалые.

Это в то время, когда идёт спецоперация на Украине, люди собирают деньги на квадракоптеры и бронежилеты, женщины плетут маскировочные сетки, когда в помощи нуждаются дети, оставшиеся без отцов, военнослужащие, получившие ранения и на лечение которых нужны деньги…

А свердловским священникам нужна церковь в центре Первоуральска. Пусть даже быстровозводимая.

Грустно сознавать, но такое уже было. В годы первой мировой войны (которую Россия проиграла, как говорят священники из-за большевиков) в Пермской епархии за период 1912-1916 гг. было основано 4 монастыря и построено 49 церквей!

Сорок девять церквей и четыре монастыря, в то время когда фронту не хватало практически всего. Зато жертвовали на нужды обороны уральские церковники неохотно. За 5 месяцев 1914 г. всех пожертвований от духовенства страны поступило на сумму 137 300 руб., но наиболее значительные денежные пожертвования сделали священноцерковнослужители 10 епархий. К их числу относились и две уральские: Уфимская епархия (10 000 руб.) и Оренбургская (7000 руб.).

Для понимания цен: в 1915 году по данным историка Семёна Федосеева Россия закупала в США пулеметы «Льюис» по 1894 рубля за штуку. Дрянные пулеметы «Кольт» по 2362 рубля за штуку. Таким образом, денег собранных  за пять месяцев 1914 года всей уфимской епархией хватало только на четыре (!!!) пулемета.

Совсем иная картина была в сталинские годы. Только несколько цифр по свердловской епархии: протоиерей Николай Адриановский из личных сбережений к 1 января 1945 года перечислил на оборону страны 364 720 рублей. Протоиерей Илья Наумов – 103 208 рублей, протоиерей Анатолий Стахеев – 53 300 рублей.


Фото: Вконтакте Религии Урала

Опять же, для понимания цифр: денег, перечисленных одним Адриановским хватило на более 206 пулеметов «максим» или на 316 ручных пулеметов ДП-27. Этими пулеметами можно было по штату оснастить целую стрелковую дивизию, да ещё один полк.

Собственно до советских времен церковь всегда на защиту Родины жертвовала неохотно. Не удивительно, что Петр Великий во ревмя Северной войны затребовал срочно, собрать в Москве четверть от общего веса всех имеющихся в России церковных колоколов, чтобы перелить их в пушки. За задержку сроков сбора для церковников был установлен значительный по тому времени штраф – 2 рубля с каждого «просроченного» пуда. Напомним, что тогда за 2 рубля можно было купить лошадь, а хороший дом в Москве стоил 10 рублей.

И только в годы Великой Отечественной войны священники свердловской епархии жертвовали так много как никогда.



Ныне, увы, как в годы первой мировой войны, приоритеты у епархии иные. Да и не только у епархии — персональные благодарственные письма за сделанный материальный вклад в оборону Родины, руководство страны ныне не присылает…

Анатолий Гусев

Навигатор по истории Урала

Уральская историческая библиотека