Откуда есть пошла первоуральская земля…

Откуда есть пошла первоуральская земля…

В хорошую погоду природа в окрестностях Первоуральска необычайно хороша. Только очень мало тут бывает погожих дней. Зато сюрпризы погода преподносит часто: то поздние заморозки весной, то ранние заморозки в конце лета. Здесь в июне может пойти снег и убить все всходы на полях. Здесь почти все лето может стоять сушь, а могут, так же, почти все лето идти дожди.

Не удивительно, что территория, где сейчас разместился Первоуральский городской округ, до XVI  века была практически не востребованной. Безлюдной. Составители  «Географии Свердловской области» Капустин В.Г и Корнев  И.Н. поместили в учебнике карту расселения народов на Урале в IX —  XV в.в. Согласно этой карте, с северо-запада от гор Среднего Урала жили коми-пермяки, к северо-востоку – манси. На юге – башкиры. Ближе всех к среднему течению Чусовой селились некие угры «сылвенской культуры». В самих же горах, в пределах Среднего Урала, практически не жил никто.

Природа и климат не благоприятствовали ни оленеводам-манси, ни скотоводам-башкирам. Про занятия земледелием в пределах первоуральского городского округа всерьез не думали до самой Октябрьской революции.

Впрочем, есть свидетельства того, что до прихода, точнее пригона русских в Шайтанку, на этой территории, пусть очень малочисленное, но коренное население имелось. Обоснованием такому предположению служит запись шайтанского священника Александра Топоркова.  Он писал:

«Предание говорит, что до основания завода  около того места, где устроены фабрики, существовал башкирский поселок, дома в два-три, жители которого первоначально занимались рыбною ловлей в реке Чусовой и её притоках, а так же звероловством. Потом, перед основанием завода, башкиры работали в деревне Подволошной, находящейся от завода в двух верстах, добывая там медную руду для казенного Уктусского завода. Когда же было положено основание Шайтанскому заводу Н.Н. Демидовым, то последний дал башкирам денег, с тем, чтобы они, вместе со своими соплеменниками, обитавшими на реке Ревде, удалились к озеру Иткуль, приблизительно верст за сто».

Всего два-три дома на территорию, размером немногим менее территории государства Люксембург!

Стоит обратить внимание и на то, что башкиры занимались здесь не традиционным для этого народа скотоводством, а рыбалкой и охотой, как манси.

Кстати, о манси…. Несколько башкирских семей не были единственными обитателями  этих мест. Исследователи топонимики считают, что топонимов «шайтан» (с башкирского слово переводится как «черт») много там где территория обитания мусульман- башкир соприкасалась с территорией обитания язычников-манси. Якобы мансийские идолы и были теми самыми «шайтанами».

О том, что граница между башкирами и манси проходила по первоуральскому городскому округу, свидетельствует и «Сборник сведений по Екатеринбургскому уезду», изданный в 1891 году. Он сообщал:

«Битимка расположена при реке Чусовой. Часть селения на правом берегу, называемом «Паромом», на левом «Вересовка». (…) Полагают что прежде здесь жили татары, после которых осталось «жилище». Вниз по течению реки Битимки встречаются признаки жилищ чуди, как то, срубы в берегах, сверх которых слой земли два аршина…»

Если принять, что «татарами» составитель сборника назвал башкир, а «чудью» он назвал манси, то этническая картина границ проживания первопоселенцев первоуральского городского округа становится вполне ясной.

Надо отметить, что манси, именуемые до Октябрьской революции, вогулами, ещё в XIX  веке довольно широко были представлены в соседнем Красноуфимском уезде Пермской губернии. А Битимка в ту пору входила в Екатеринбургский уезд всё той же Пермской губернии.

Н.Г. Остроумов в книге «Вогулы- манси» в 1904 году писал:

«О вогулах Кунгурского и Красноуфимского уездов я даже и не упоминаю, потому что уже более 100 лет тому назад констатировано их полное обрусение…»

Впрочем, у него были сомнения что в Кленовой и Накоряково обрусевшие манси жили изначально, а не переселились туда в более позднее время.

Как бы то ни было, земли, которые сейчас входят в первоуральский городской округ стояли практически пустыми. И манси, и башкиры, здесь обитали в незначительном числе и занимались рыбной ловлей и охотой. Эти виды промысла обеспечить большое население пропитанием не могли.

Издревле люди многочисленны там, где природа благоприятствует земледелию и скотоводству. Горы Среднего Урала ни для того, ни для другого веками считались непригодными.

Поэтому никакой естественной массовой миграции в Шайтанку и Билимбай никогда не было. Людей сюда гнали насильно, как скот. Как пишет Александр Топорков в Шайтанку людей переселяли из Московской, Нижегороской и Калужской губерний. Кроме того, сюда пришло много каторжников, раскольников, беглых.

Например в деревнях Макарова и Извездная билимбаевскими заводовладельцами Строгановыми были поселены «разные беглые люди из России и Сибири и обращены в крепостные». Тоже самое в Шайтанке делал Демидов, а потом и новый владелец Ярцев.

Одним из самых крупных переселений стало переселение таишан. В 1830г. из Таишевского (Кукмарского) медеплавильного завода Казанской губернии была пригнана в Шайтанку крупная партия крепостных. Вот как это описывал Топорков:

 «Степанида Ивановна Соловьева, 96-летняя старушка, бывшая жительница Таишевского или Кукмарского завода, нам рассказывала вот что: «Кукмарка – было большое селение, принадлежавшее Ас.Сем. И-цеву, барину доброму; при нём крестьяне жили в довольстве. Когда же Ас.Сем. помер, то Кукмарка досталась старшему сыну Ивану, человеку, во всех отношениях не хорошему. Как-то Иван был в Москве и проиграл в карты Ярцеву 500 семей – половину селения. Услыхали мы про это на маслянице и не поверили. На третьей неделе Великого поста приехал ярцевский приказчик с приказом, чтобы сто семей собирались в путь-дорогу – на Шайтанский завод. Первая партия отправилась в Шайтанку перед Пасхой, другая – после Петрова дня, а последняя партия, с которой и я пришла, перед Покровом. Вот как мы и попали в Шайтанку. Здесь поселили нас по правую сторону пруда и наш поселок назвали Таишевкой (такое название за этой частью Шайтанского завода удержалось и до сего времени). Другую половину Кукмарки Иван И-цев проиграл какому-то Ж-ву. И этот господин стал выселять в свои деревни кукмарцев, но они воспротивились. После пожара и остальная половина Кукмарки куда-то выехала. От чего случился пожар, истребивший почти все селение – знает только Бог».

Уральские недра сулили большие барыши заводчикам. Население в Шайтанку, Билимбай и окрестности переселялось принудительно.

Крепостное рабство делало почти невозможным добровольное переселение людей. Даже вольные казаки не могли свободно сменить место жительства. Как известно вождь крестьянской войны XVIII века Емельян Пугачев хотел переселиться на Терек, но власти дознались, он бежал  и оказался на Урале с войском…

Однако и после отмены крепостного права население Шайтанского и Билимбаевского заводов росло крайне медленно.

Как пишет Топорков в 1887 году население всей Шайтанской волости составляло 5966 душ обоего пола. За следующие сорок лет  население Первоуральска выросло до девяти тысяч человек. В 1939 году в население Первоуральска уже равнялось 44 тыс. человек. За тринадцать советских лет население увеличилось почти в пять раз!!!

Климат за эти 13 лет не изменился, природные условия остались прежними, а народ в Первоуральск потянулся.  Причем потянулся из деревень, где как известно, у колхозников не было паспортов. Может быть их сюда переселяли насильно? Может быть, город и заводы строили репрессированные, раскулаченные?

Что людям давало силы, что их воодушевляло с какими трудностями им пришлось столкнуться в этом не самом благодатном, с точки зрения климата, уголке земли?

Обо всем этом в следующий раз. Следите за обновлениями!

Анатолий Гусев