Из истории понтов уральских

Из истории понтов уральских

Понты были присущи человеку всегда. Уральцам, если верить профессору Юрию Коробкову они присущи особенно. Жилось при царях уральцам хреновенько, а попонтоваться хотелось! Не будем осуждать наших далеких предков ведь и сейчас выпендреж у кого какая машина, часы, костюм, дом на Урале почти повсеместен.
В царские времена за неимением иного, уральские рабочие понтовались шмотьём.


Юрий Коробков пишет:
«В ряде источников отмечается щеголеватость в одежде заводского населения. По описанию  В. Аманацким праздничной одежды мастеровых Миасского завода «мужчины в праздники одеваются в лучшую рубаху – из красного французского ситца, с косым воротником, застегнутым на большие перламутровые пуговицы, которые для красы у некоторых нашиваются по косине в два ряда».

На самом деле в нарядные тряпки были одеты люди небогатые, а порой и откровенно испытывающие нужду. Ещё цитата:
«Не стоит заблуждаться и относительно щегольства рабочих и связывать его с их материальной обеспеченностью. На это указывает, в частности, М. Кирпищиков.
«Если бы кто-нибудь, увидав в праздничное время здешних, чермозских мастеровых, гуляющими по улицам в драповом пальто и «пальмерстонах», в лайковых перчатках и круглых шляпах, — пишет автор, — сделал бы заключение, что благосостояние здесь весьма развито и что уровень потребностей довольно высок, то он сделал бы ошибочное заключение, потому что эти же мастеровые дома спят на грязном, голом полу, или на дрянном войлоке, не чувствуя ни малейшей потребности в простыне, заменяя одеяло какой-нибудь ветхою хламидою из своего гардероба… Вся семья живет в одной избе, живет тесно и грязно, хотя дома и не имеют снаружи жалкого вида».

И, как известно все беды от баб!
Женщины понтоваться любили особенно. Сказочник Павел Бажов, считал что  мужики жилы рвут, чтобы порадовать» слабую половину человечества» в лице её конкретных представительниц.
Он,  указывая, что даже за немудренные прихоти своих жен рабочим уральских заводов приходилось искать дополнительный заработок и ограничивать себя в быту.

Коробков резюмирует:
«Щегольство» пришло в «заводы» вместе с городской цивилизацией, было связано с ростом вольнонаемного труда, с увеличением числа жителей, свободных от земледелия и крестьянского хозяйства, и особенностями их психологии».

Источник: Анатолий Гусев