90 лет назад в Первоуральске началось создание первого рабочего театра

<strong>90 лет назад в Первоуральске началось создание первого рабочего театра</strong>
Самодеятельный тетр дает спектаклю для рабочих на открытой площадке Трубстроя. Фото: Музей ПНТЗ

В 1933 году Первоуральск ещё мало отличался от старой дореволюционной Шайтанки. Вечерами, в праздничные дни молодежь фланировала по разбитому деревянному тротуару ул. 3-го интернационала. В тесном, душном здании «Рабочий клуб Металлург» у зрителей в валенках замерзали ноги. А первоуральцы уже мечтали о собственном театре. Самодеятельные театры в ту пору были во множестве и профессионалы на гастроли в Первоуральск заглядывали. Но первоуральцам хотелось иметь театр свой.


Сегодня это может показаться странным, но созданием рабочего театра в Первоуральске занимался отдел образования – РОНО. Задачами театру ставили создание репертуара, состоящего из пьес, отражающих социалистическое строительство, героику гражданской войны, быт и социальный строй Запада, отражающий культурный рост молодежи и классического репертуара.

И это были не мечты и пожелания. Для работы в Первоуральск были приглашены опытный худрук, руководитель агитбригады, пианист, баянист-гармонист, художник-декоратор, машинист сцены и группа актеров.

В помощь профессиональному театру должен был функционировать самодеятельный коллектив. Поскольку главной целью театра было обслуживание трудящихся крупных предприятий Трубного завода, Хромпика, Динаса, Трубстроя для работников этих заводов вводились театральные абонементы. Абонементы не были полностью бесплатными, но стоили для рабочего в полтора раза дешевле, чем для остальных первоуральцев.  

Причем за абонементы можно было платить не сразу. По крайне мере вначале было именно так. Сначала смотришь, а потом, через три месяца платишь.

Главной же, можно сказать вечной проблемой, для Первоуральска было отсутствие собственной материальной базы. В первую очередь, помещений.

Решив, что рабочий театр создавать надо РОНО заручилось поддержкой райпрофсовета, который директору Трубстроя Лебедеву, заведующему клубом Ананьину и председателю ФЗК Коновалову заняться работами по переоборудованию сцены клуба, расширению зала до 600 зрительских мест, создание подсобных помещений театра и обеспечение их мебелью…

РОНО даже часть суммы на это выделило, но дело шло медленно.

Но инициаторы создания театра не отставали. Известна точная дата начала работы первого рабочего театра Первоуральска – 19 октября 1933 года. Открытие театра приурочили к Пленуму райисполкома. Официально, конечно, заявлялось, что «совпало». Гостям и приглашенным театральный коллектив показал спектакль по пьесе Анатолия Глебова «Инга».

В вкратце сюжет: на старую швейную фабрику, существующую с дореволюционных времён, назначают нового директора — Ингу Ризер. Перед ней стоит задача: вывести фабрику в число передовых. Но далеко не все сотрудники фабрики готовы помогать Инге в её работе.

Первоуральцы были впечатлены «интрижке предзавкома Гречанинникова и Инги Ризер».

Худруком постановки был Бравич. Ингу играла актриса Ларинова, Гречанинникова – актер Вольнев. Первые звёзды профессиональной сцены Первоуральска! Отмечали исполнителей и других ролей: Домбровскую, Егорову…

Бывшие деревенские жители, ставшие горожанами-первоуральцами к культуре и театру, привыкали трудно. Зрители жаловались: «В время спектаклей отсутствует всякий порядок. Места занимают не согласно билетов, в результате некоторые сидят на окнах. Допускаются зрители в пьяном виде, которые устраивают такие пакости, после которых отпадает всякое желание посещать клуб».

Сам же коллектив театра работал в довольно напряженном режиме: после «Инги» в конце декабря рабочий театр дал «Аварию», а в январе 1934 года дал аж две пьесы «Страх» и «Девушки нашей страны». Зрители опять отмечали игру Лотоцкой, Басовой, Вольнева и Черных. За первый сезон рабочий театр дал 13 премьер, помимо названных театр поставил пьесы «Разлом», «Медвежья свадьба», «Чужой ребёнок», «Декабристы», «Вздор», «Овод», «Гроза», «Жизнь меняется», «Без вины виноватые». После чего директор рабочего театра Л. Бравич предложил поработать на качество, а не на количество.



Все гладко не бывает. В ту пору не только зрители- бывшие крестьяне, но и должностные лица, порой, не имели привычке к театральной культуре. Заместитель председателя ФЗК Трубстроя Февралев пытался поставить театр на хозрасчет и заявил артистам:

«Вы, артисты, ничего не делаете, кривляетесь там, да в все, а мы работаем до пота! Потому, перед тем, как давать спектакль, поезжайте сами на участки и организуйте массы. А чтобы у вас была в этом заинтересованность, мы будем вам платить сдельно: сколько соберете столько и получите…»

Инициатива Февралева не прошла – товарища поправили. А театр в Первоуральске продолжил долгую и интересную жизнь…

Анатолий Гусев