Как появились таишане?

Как появились таишане?

Сейчас в Первоуральске никто себя таишанином не считает. И никакая часть города Таишевкой не зовётся. Таишане сгинули в истории, «погибоша аки обры».
Как историк советского периода, я раньше не много читал об Урале XIX века.
Заинтересоваться происхождением таишан меня побудила статья Г. Емлина «Под знаменем Ленина» 11 сентября 1935 г. «Так появились таишане. Из истории первоуральского Старотрубного
завода».

Приведу небольшую статью целиком:

____________

«Получил в 1828 году в наследство от отца Шайтанские заводы, дворянин Иван Ярцев проводит перестройку одного из них — Нижнешайтанского завода. В 1830 году, взамен старой, он строит новую домну в особом каменном корпусе, ставит воздуходувную машину с двумя горизонтальными цилиндрами, приводимую в движение посредством водяного колеса. А в 1835 году строит ваграночную фабрику с двумя печами и с проводкой к ней дутья от доменной воздуходувной машины.

Этой незначительной перестройкой завода Ярцев много нашумел по Уралу. Чтобы показать себя „предприимчивым и способным горнопромышленником” — заводчиком, Ярцев о каждой, даже пустяковой, переделке в производстве сообщал в горное правление. Хвастливость и дворянское честолюбие сочетались в натуре Ярцева. И он настолько был ослеплен самомнением, что о себе говорил только как о возродителе уральской железной промышленности.

Завод хотя и был внешне перестроен, но по существу условия и организация труда остались прежние: ручной труд, требующий большого навыка, остался основой производства. А вся хвастливая болтовня Ярцева была завесой, скрывающей истинные стремления крепостника-хищника — извлечь как можно больше прибыли и упрочить свое дворянское благополучие за счет пота и крови крепостных.

С перестройкой завода еще больше усилились стоны и проклятия шайтанцев. Новая, увеличенная в ѳб‘еме домна требовала увеличения числа рабочих.
Учитывая недостаток рабочей силы и необходимость расширения завода в будущем, Ярцев однажды воспользовался таким случаем.

Как и всегда, Ярцев на зиму из Шайтанки выезжал в Москву, где у него был собственный дом.
В один из февральских вечеров 1830 года Ярцев, в компании своих собратьев-дворян, организовал игру в карты. Усевшись за зеленым столом, компания начала „по маленькой”.

В тот вечер Ярцеву везло. Один за другим выходили из-за стола «пролетевшее» игроки. Игру продолжали только Ярцев и Иванцев И. А. -владелец Таишевского или Кукмарского медеплавильного завода, Казанской губернии (У Г. Емлина он ИванцОв, у Топоркова — ИванцЕв).

Иванцев нервничал. В нем разгоралась злоба и зависть к партнеру. Ставя последнюю тысячу ассигнациями, Иванцев лихорадочно схватил карты и с тайной надеждой на козырного короля добавил:
— Доставляю сто семей из своего селения Кукмарки.

Ярцев не возражал, но поставил условие:
— Принимаю по три рубля ассигнациями за семью.

Сошлись на пяти рублях. Король пик был бит тузом.
В эту ночь Ярцев выиграл 500 семей или половину селения Кукмарки.

Наступил веселый март. Весен¬нее солнце быстро сгоняло снег, я на пригорках кое-где уже пробивалась новая зелень. Радостно встречает весну все живое в природе. И кукмарцы, не подозревая, что хозяин деспот проиграл их в карты, готовились к встрече желанного лета.

В конце марта по Кукмарке пронесся слух, что Иванцев проиграл половину селения владельцу Шайтанского завода. Не поверили этому кукмарцы и как всегда приступили к полевым работам
слухи скоро оправдались. В первых числах апреля в Кукмарку приехал ярцевский приказчик с приказом чтобы сто семей собирались в путь-дорогу — на Шайтанский завод.

Убедились кукмарцы, что Иванцев действительно проиграл их в карты и в селении поднялся надрывный плач и стон. Тяжело было кукмарцам расставаться с родными местами: родителей разлучали с детьми, отрывали от родных и знакомых.
Первая партия кукмарцев при¬была в Шайтанку в конце апреля, вторая — в июне и третья — в конце сентября.

Отправляя кукмарцев партия¬ми Иванцов и местные власти боялись восстания жителей или каких-нибудь других „беспорядков“. Правда при отправке в Шайтанку обошлись без бунтов, но когда отправляли вторую половину селения, то кукмарцы подожгли свои дома и заводские здания.

Первую партию кукмарцев или как их еще называли таишевцев в Шайтанке поселили по правую сторону пруда и улицу назвали Таишевской. Вторая и третья партии были поселены частью в первой Таишевке, а частью — у Чусовой. Еще родились две улицы вторая и третья Таишевки.
Так на Шайтанском заводе появились „таишане”.

_____________

История про игранных в карты предков первоуральцев меня настолько впечатлила, что я решил почитать современных авторов. Потому что при советской власти, особенно в первые годы, краеведы любили «сгущать краски», когда дело касалось эксплуататоров. Так, что же пишут нынешние краеведы, которые относятся к бывшим заводовладельцам с нескрываемой симпатией?
Открываем книгу Нины Акифьевой «История Первоуральска от Демидовых до Бергов. 1732 – 1918 г.г.», читаем:

________________

«Постоянно расширяемое производство требовало все новых и новых рабочих рук. Поэтому в 1830г. заводовладельцем Иваном Матвеевичем Ярцевым на Шайтанские заводы была переселена большая партия крепостных из Таишевского (Кукмарского) медеплавильного завода Казанской губернии. Это предприятие было приобретено Ярцевым у наследников И.С. Иноземцева в 1826 г. Однако истощение рудной базы привело к тому, что к 1830 г. начался спад производства, поэтому перевод части крепостных с одного завода на другой был, вероятно, экономически оправдан».

________________

Т.е. никакого барского самодурства, никаких карт не было?
Я засомневался, что Емлин мог всё выдумать!

Поэтому перескажу ещё версию шайтанского священника Александра Топоркова, который эту историю описал раньше всех, ещё в XIX веке. А. Топорков «О Васильевско-Шайтанском заводе»:

_________________

«В Шайтанский завод жители переселены из губерний Московской, Нижегородской и Калужской, одни – при основании завода, а другие в позднейшее время, именно в 1830 году, из Таишевского г. Ярцева медеплавильного завода, Мамадышского уезда Казанской губернии».
И далее:
«Степанида Ивановна Соловьева, 96-летняя старушка, бывшая жительница Таишевского или Кукмарского завода, нам рассказывала вот что: «Кукмарка – было большое селение, принадлежавшее Ас.Сем. И-цеву, барину доброму; при нём крестьяне жили в довольстве. Когда же Ас.Сем. помер, то Кукмарка досталась старшему сыну Ивану, человеку, во всех отношениях не хорошему. Как-то Иван был в Москве и проиграл в карты Ярцеву 500 семей – половину селения. Услыхали мы про это на маслянице и не поверили. На третьей неделе Великого поста приехал ярцевский приказчик с приказом, чтобы сто семей собирались в путь-дорогу – на Шайтанский завод. Первая партия отправилась в Шайтанку перед Пасхой, другая – после Петрова дня, а последняя партия, с которой и я пришла, перед Покровом. Вот как мы и попали в Шайтанку. Здесь поселили нас по правую сторону пруда и наш поселок назвали Таишевкой (такое название за этой частью Шайтанского завода удержалось и до сего времени). Другую половину Кукмарки Иван И-цев проиграл какому-то Ж-ву.

И этот господин стал выселять в свои деревни кукмарцев, но они воспротивились. После пожара и остальная половина Кукмарки куда-то выехала. От чего случился пожар, истребивший поти все селение – знает только Бог».

_______________

Похоже и карты были, и самодурство было, и коренные в нескольких поколениях «шайтанцы», в массе своей — это потомки таишевцев, проигранных в карты рабов заводовладельца.

 

Источник: Анатолий Гусев