Запутанная история: Шайтанка, которую мы потеряли…

Запутанная история: Шайтанка, которую мы потеряли…

Вспоминать  дореволюционную Россию сейчас  модно. Балы, красавицы, лакеи, юнкера, хруст французской булки и всё такое… Однако «Толкучка»  сегодня хочет вспомнить не дореволюционную Россию целиком, а именно Шайтанский завод. В распоряжении автора этих строк оказалась рукопись, судя по всему, написанная еще в «застойные годы». Она на тетрадных листках в клеточку, черными чернилами, красивым почерком, человека, проходившего уроки чистописания. К сожалению, под рукописью нет подписи, но в тексте масса фамилий и разнообразных подробностей, которые  мог знать только тот, кто жил в дореволюционное время в Шайтанке. Так тогда назвался Первоуральск.

Таишевка против Пятистенки

Сейчас в Первоуральске никто себя таишанином не считает. И никакая часть города Таишевкой не зовётся. Таишане сгинули в истории, «погибоша аки обры». Однако до Октябрьской революции Таишевка была и обитание в ней для детей и юношей было связано с определенными испытаниями.

Об этом и пишет автор рукописи. Для начала поясню суть: в 1828 году заводовладелец Иван Ярцев переселил в Шайтанку из Таишевского завода (нынешний г. Кукмор в Татарии), большую партию рабочих с семьями. Поселились таишане обособленно, образовав улицу Таишевку, а местные, по словам автора воспоминаний, встретили их неприветливо.

«Эта вражда, — пишет автор. – Продолжалась до самой Октябрьской революции. Правда, среди взрослых она стала почти незаметной, так как война 1905 года, как общее несчастье, сблизило людей. Но среди детей и молодежи вражда продолжалась вплоть до войны 1914 года и даже далее».

Сам автор был с Таишевки, а  школа, судя по тексту, находилась на враждебной стороне.

«Нас таишевских почему-то не любили, — вспоминает автор. – Видимо эта неприязнь передалась ребятам от взрослых из прошлого. Нас всегда дразнили: «Таишане, проигранные на картах». Однажды за шалости в школе меня с Петром Кормильцевым («Андрей Слепой» — видимо прозвище – прим. А.Г.), учительница наказала и оставила на час стоять в углу. Это означало, что нам придется возвращаться домой одним и нас могли побить пятистенские ребята».

Как поясняет далее автор, благодаря его природной смекалке побоев им тогда удалось избежать.

Но далее он пишет:

«Учился я в школе три года и все три года протекали в таких условиях, когда идёшь и всё время остерегаешься. Таишевских было меньше, поэтому спасением было только ходить в школу артелью».

К сожалению, автор не пояснил где проходила граница между «владениями» ребят с  Таишевки и Пятистенки, но из воспоминаний автора понятно, что верховодил среди пятистенских некто по прозвищу Куян с улицы Вознесенской.

Шинкарка Савыкова и староста Костин

Групповые драки пьяной молодежи в Шайтанки являлись делом обычным, хотя вино тогда в магазинах поселка не продавали, а только в казенных кабаках.

На праздники, например на Пасху, которую тогда праздновали три дня, водку в кабаках закупали впрок. Если кто-то не запасся алкоголем, то обращался к «шинкаркам». В Пятистенке такой «шинкаркой» была некто Александра Савыкова. У неё не только покупали «на вынос», но и распивали на дому, как в пивной.

По мнению автора многочисленная шайтанская полиция и волостное начальство ничего не предпринимали, потому что сами отоваривались у Савыковой.

Кстати о начальстве и полиции.

Во всей Шайтанке с прилегающими поселками в ту пору проживало менее девяти тысяч населения. А власти держали здесь целую роту пешей и конной полиции! Отряды конной полиции регулярно, особенно в праздники, патрулировали Таишевку и Пятистенку.

Старостой в Шайтанке в ту пору был некто Костин. Автор описывает его исключительно негативно, как «пьяницу, взяточника и подхалима».

Банда «белых покойников»

Вспоминает автор и некую банду «белых покойников», грабивших обывателей Шайтанки.

Речь идёт о братьях Емлиных. Поскольку в Шайтанке Емлины были не одни, о каких именно идет речь – сказать сложно. Эти, по словам автора, жили на улице Дербенской. Они сшили себе белые саваны с черными крестами и сделали маски на лица. Прятались на кладбище. Когда ночью мимо кладбища шел прохожий, с кладбищенской стороны появлялись два или три «белых покойника», как прозвали их шайтанцы, появлялись  и грабили.

«Потом они обнаглели настолько, что стали нападать в любом месте, особенно в дни получки, которую тогда выдавали вечерами, после работы. Одна женщина, якобы, погибла при нападении «белых покойников» — случился разрыв сердца…»

Чем закончилась история с «белыми покойниками»,  в рукописи не сказано, но судя потому, что автор знает фамилии участников банды – они были изобличены…

Дрались так, что лед лопался…

Сходились шайтанцы меж собой и «стенка на стенку». Вот как описывает автор рукописи кулачные бои:

 «Бои происходили между сторонами правого и левого берега Нижнего пруда. На этот момент известная вражда между Таишевкой и Пятистенкой прекращалась и дрались единым фронтом против другого берега. Бой, как правило, начинали пацаны. Взрослые вступали только тогда, когда видят, что противная сторона одолевает другую. При этом обычно бывает большое скопление людей. Случалось лед не выдерживал толпы и некоторые проваливались (видимо как немецкие рыцари в фильме «Александр Невский»).

Автор рукописи  признается, что и сам весьма любил на льду Нижнего пруда «поразмяться». Взрослые влезали в потасовку будучи изрядно навеселе, но как утверждает автор рукописи, тяжелых травм никогда не было.

В общем жили в старые, добрые царские времена в Шайтанке люди тихие, смирные, богобоязненные. Но потом пришли большевики и всё испортили. Но это, как говорится, совсем другая история…

Анатолий Гусев

Газета «Толкучка» от 20 сентября 2019