Русский мир: бегство старообрядцев в поисках коммунизма?

Русский мир: бегство старообрядцев в поисках коммунизма?

Об уральских старообрядцах написана масса книг, в том числе и прославленным писателем Д.Н. Маминым-Сибиряком. Сняты фильмы. Один из них – фильм «Золото» снимался в окрестностях Первоуральска относительно недавно.

Тем не менее, об старообрядческих утопиях, мне ранее читать не приходилось. Такой вот пробел в знаниях. Возможно, части моих читателей о них слышать тоже не приходилось. Поделюсь: прочитал я о стране-утопии русских раскольников в статье Петуховой Т.Н.  «К вопросу о русском мире: старообрядчество на Среднем Урале».

Замечу, что многие мечты о земном «светлом будущем» связывают исключительно с социалистами и коммунистами. Это не правильно. Мечты о «городе солнца» в прошлом активно популяризировали и гуманисты — христиане.

Так автор самой известной утопии Томас Мор был католиком и после смерти был причислен к лику святых.

Отличие коммунистического светлого будущего от христианского в том, что коммунистическое должно случиться непосредственно там, где живешь. Его нужно сделать своими руками. А христианское «светлое будущее» уже есть готовенькое, но находится где-то далеко. И туда надо идти и ехать.

Интересно так же что официальная РПЦ беседы на эту тему не поддерживает. Ибо вся власть от бога и «светлое будущее» душу человеческую ждет не в этой жизни, и не в этом мире…

Потому бежать никуда не надо — бог терпел и нам велел.

Но существовали в России такие христиане как старообрядцы, которые терпеть не хотели и массово отправлялись искать светлое будущее на земле.

Петухова Т.Н. пишет:

«Первый массовый отток старообрядцев из Европейской России на окраины страны и за рубеж был связан с принятыми в правлении царевны Софьи в 1685 г. Двенадцатью статьями. С воцарением Петра I  казенных работ и податей, другие – от ревизии, прикреплявшей к земле и помещику, третьи – от рекрутских наборов.

В числе переселявшихся за Урал были и старообрядцы, в сознании которых тесно переплетались религиозная мотивировка, бытовые обстоятельства и государственное насилие (бегство от антихристовой власти). Побег от несправедливой власти тесно связан с легендой о Беловодье.

 Поэтический образ этой страны, где все благоденствуют и ведут праведную жизнь, присутствует в культуре разны народов. Беловодье, по представлениям русского крестьянства, — это общество без государственной организации, союз равных земледельцев; там не бывает войн и поэтому нет рекрутских наборов. Попасть в воображаемую страну было непросто: во-первых, потому что жители Беловодья посторонних к себе не пускали; во-вторых, нужно было знать дорогу в эту землю…»

Так возникло, выражаясь шуточным языком первое в России «белое движение». Однако «бегуны» за что боролись, на то и напоролись – оказались в самой мрачной стране безвластия и произвола России того времени – заводском Урале.

Здесь была власть не государства, а заводчиков. Обычно, заводчики наполняли свои заводы работниками скупая и пригоняя сюда помещичьих  или государственных крестьян. Это стоило денег. Старообрядцы приходили сами. Дармовщинка!

Поэтому Демидовы, хозяева металлургических заводов, покровительствовали «раскольникам», прежде всего потому, что для развития крупной промышленности в малонаселённом крае требовалось большое количество рабочих рук, поэтому принимали всех, давали относительно хороший заработок, помогали устроиться на новом месте.

Огромный вклад «бегуны» сделали и в основании Шайтанки (нынешнего Первоуральска). Так дореволюционный священник шайтанской церкви Александр Топорков писал, что когда Шайтанка только основывалась процент раскольничьих домохозяйств ней составлял 62 процента.

Староверы делятся на различные группы. Та, группа, которая заселяла Шайтанку называлась по данным Топоркова «беглопоповцами».

Однако к моменту, когда Топорков начал службу в местном приходе раскольников  в Шайтанке осталось только три процента.

Такой низкий процент староверов Топорков  приписывал отсутствию в Шайтанке «раскольников начетчиков-тунеядцев».

И добавлял:

«…если не считать пользующуюся некоторой популярностью 85-летнюю старуху, известную всему заводу под шуточной кличкой «отца Фаддея».

Хотя, возможно, причина глубже. Просто ожидания беглецов на суровом Урале с его заводчиками, горнозаводскими войсками, тяжелой работой и бесправием не оправдались.

Увы, Урал никак не мог претендовать на статус Беловодья.

Впрочем, были и такие беглецы, которые двинулись дальше. Однако семья Агафьи Лыковой личным примером доказала, что христианское светлое будущее на этом свете невозможно.

Агафья Лыкова/фото divanews.ru

На фото вверху могила почитаемого староверами старца Аввакума на берегу р. Чусовой. Местный блогер Степан Черногубов об этой могиле, со ссылкой историка С.А. Белобородова писал:

«Еще одно святое место, состоявшее «в ведении» ревдинского старообрядческого общества, находилось близ д. Сажиной (в 5 верстах от Васильево-Шайтанского завода). Это могила старца Аввакума. По описанию 1915 г. «могила расположена неподалеку от обрыва. Небольшое расчищенное от леса место окружает ее… Над могилой на простой доске прибит образ Божией Матери «Утоли моя печаль». Над могилой был когда-то сделан навес. Вероятно, он долго стоял, но теперь столбы подгнили, и ветер снес навес. Самый могильный земляной холм насыпан высоко и, чтоб земля не рассыпалась, он обшит досками. Пред могилой устроен аналой. Сюда в день св. Петра и Павла сходятся помолиться из Ревдинского, Шайтанского заводов и других мест… Богомольцы бывают здесь по суткам и двое, заночевывая в лесу. Весь день и всю ночь пение и молитвы не прекращаются. Старец-скитник Аввакум похоронен здесь очень давно. Так давно, что даже старики деревни Сажиной говорят: наши деды не знали, с каких пор могила эта здесь находится. Предание говорит, что чтимый старец жил в лесу и питался только ягодами и грибами. Он проводил время в молитве. Сложилась легенда, что всякого одинокого человека, направляющегося к могиле, старец  любовно встречает на перекрестке и провожает до могилы, так как иначе можно заблудиться…»

Сейчас вблизи от этих мест можно снимать фильм про конец света – ландшафт ужасен из-за своей близости к заводу СУМЗ.

Это не Беловодье. И даже не Рио де Жанейро. Это окрестности могилы старца Аваакума /Фото М. Гимадиева

Анатолий Гусев

Фото из блога М. Гимадиева