Первоуральск построили «сталинские рабы» — «враги народа?»

Первоуральск построили «сталинские рабы» — «враги народа?»

В Первоуральске очень много краеведов. И почти все плодовитые, постоянно пишут, выдавая «на гора» сотни страниц. Беда только в том, что все они самобытные, упоминания друг друга считают чем-то вроде оскорбления. Поэтому если заимствуют, то в заимствовании не сознаются, а обзоры написанного по теме вообще не делают, чтобы друг друга не упоминать!!!

Поэтому и случаются странные ляпы и несуразицы.

Вот, в  последнем номере газеты «Вечерний Первоуральск» известный первоуральский краевед Юрий Дунаев, презентуя свою новую книгу, сказал следующее:

« Индустриализация и коллективизация требовали трудовых ресурсов. Вот так миллионы людей стали «врагами народа». Их привозили эшелонами, под конвоем — строить заводы. Первоуральск, конечно, не был исключением.

Спецпереселенцами построены деревня Крутая, поселок Перескачка, в самом го роде — Трудовой поселок (сейчас микрорайон) и так называемый «поселок за линией» на Динасе, в окрестностях Первоуральска – деревни Калата и Хомутовка».

Далее корреспондент косвенной речью приводит ещё одно суждение мэтра:

«У спецпереселенцев не было никаких прав, паспорта не выдавали. В поселках за всеми следил комендант, а некоторые поселения вообще можно назвать резервациями: туда нельзя было ходить нам, вольным. Такой закрытой территорией, по мнению Дунаева, оставалась Хомутовка, где находился представитель ОГПУ, деревня Крутая, это за Билимбаем».

Вообще всё сказанное – каша в которой намешаны трудпоселенцы, департированные, трудармейцы в самые разные годы советской власти!

Возьмем в качестве примера деревню Калата рядом с Первоуральском на горе Караульная. Назвали деревню Калатой потому что здесь добывали кварцит  для завода Калаты (Позднее переименованного в Кировград).

Численность трудпоселенцев в Первоуральском районе в начале 1941 года
Численность трудпоселенцев в Первоуральском районе в начале 1941 года

Две динасовские школьницы Косенко Света и Надеева Оля в свое время написали хорошую краеведческую работу о деревне Калата. Опросили жителей, выяснили первых  поселенцев. Например, выяснили, что некто Гальянов Давлетхан построил дом на Калате еще до строительства Динасового завода.

Сам приехал и построил.

Позднее, двухэтажный барак на Калате был построен для рабочих Кировградского (Калатинского ) завода.

Его не привезли и в  барак заселили, а он сам приехал и построился.  Поэтому утверждение о том, что Калата построена спецпоселенцами – не соответствует действительности.

И лишь после начала строительства динасового завода на Калате появились одноэтажные бараки для трудпоселенцы. Таких бараков было десять штук.

Куда потом исчезли эти трудпоселенцы девочки не написали.  Далее их рассказ сразу перескакивает на депортированных. Якобы бараки, которые ранее занимали трудпоселенцы в 1944 году  были заселены (подселены?) депортированными из Крыма разных национальностей.

Впрочем, далее обсуждать тему «построенной спецпоселенцами»  Калаты – нет надобности.

Конечно тема индустриализации, созданной на костях заключенных, со времен работы «Фонда Сороса»  и ещё не мало краеведов захотят «прокатиться» на этой теме.

Ну и совсем несколько слов по поводу «резервации Хомутовка». Этот поселок, скорее всего, действительно был основан трудпоселенцами, раскулаченными из Красноуфимскорго района.

Напомню все кулаки по законам того времени делились на три категории.  Первые две категории – это кулаки активно боровшиеся с советской властью. К ним отношение была наиболее жестким. Кулакам третьей же категории предписывалась возможность сохранения небольшого количества сельскохозяйственного инвентаря, а также части строений и домашних вещей, которые они могли вывезти на новое место жительства – в Хомутовку.

Уже в 1932 году трудпоселенцы Хомутовки на новом месте открыли библиотеку, создали драмкружок.

В диссертации Чевардина А.В. «Поляки в Свердловской области в 1939 — конце 1940-х гг». Есть такое описание:

« Так, бывший трудпоселенец поселка Хомутовка С. К. Швалев вспоминает, что недалеко от их места жительства в сторону поселка Динас в лесу жили высланные поляки, ходившие по трудпоселку Хомутовка и просившие помочь с едой. Были одеты в польскую военную форму. Его мать часто давала молоко, хлеб, яйца и т.д.»

Дунаеву ходить в Хомутовку было нельзя, а полякам – можно?

Польские спецпоселенцы, которым по словам Дунаева нельзя было покидать поселение, шлялись в военной форме по соседним деревням и выпрашивали у других спецпоселенцев пищу. А те, жившие под строгим надзором комендатуры и, якобы, не имевшие ничего своего откуда-то брали молоко, яйца, хлеб…

Увы, нынешнее краеведение в Первоуральске так походит на малобюджетную пропаганду, что даже порой вникать не хочется.